11. Льготное обеспечение лекарственными средствами за рубежом
За рубежом существуют различные источники финансирования лекарственной помощи населения.
В Канаде, Норвегии, Италии, Греции, Португалии и Испании большая часть средств на здравоохранение выделяется из государственного бюджета и формируется за счет обязательных налогов с населения и предпринимателей. В этих странах здравоохранением управляют правительственные органы, оно контролируется государством. Централизованное финансирование позволяет сдерживать рост стоимости лечения. Такая система обеспечивает равные права на получение медицинских услуг для всех граждан страны.
Преимущественно страховая модель лекарственного обеспечения функционирует в Нидерландах, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Люксембурге, Германии, Франции. Правительство определяет перечень основных социальных услуг, которые должны оказываться застрахованным гражданам; устанавливает группы населения, которые должны быть застрахованы; определяет порядок оказания медицинской и лекарственной помощи; регулирует величину страхового взноса. При этом взносы указанных категорий плательщиков колеблются в различных странах от 4 до 20% общего объема финансовых средств, выделяемых на здравоохранение.
В некоторых странах функционируют системы социального страхования, но определенную часть медицинских оплачивают сами застрахованные граждане (в том числе приобретение лекарственных средств, средств реабилитации и др.). Кроме того, действуют различные государственные программы по профилактике заболеваний, таких как атеросклероз, сахарный диабет и др.
Как правило, приоритет при предоставлении льгот на лекарственные средства имеют страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, требующие постоянной поддерживающей или курсовой лекарственной терапии. Малоимущих граждан в европейских государствах также стремятся освободить от долевого участия в оплате лекарственных средств. Лица с низкими доходами и пациенты с хроническими заболеваниями несут ограниченные обязательства по соучастию в расходах на медицинские услуги, в том числе на лекарственное обеспечение, или не несут их вовсе.
В Бельгии не взимается плата за медицинские услуги и лекарственные средства с граждан, получающих социальные пособия (вдовы, сироты, пенсионеры и др.). От участия в сооплате освобождены лица пожилого возраста в Великобритании и Австрии, а во Франции долевое участие пациента исключается или сокращается при использовании лекарственных средств, выписанных для лечения тяжелых заболеваний, входящих в определенный перечень. В Ирландии выписанные лекарственные средства для лечения инфекционных и некоторых хронических заболеваний предоставляются бесплатно.
В Японии и Венгрии выделены социальные группы, имеющие право на бесплатное лекарственное обеспечение. В остальных экономически развитых странах (кроме США) существуют только перечни заболеваний, при которых требуется бесплатное лекарственное обеспечение. Вопрос о критериях освобождения пациента от доплаты за лекарственные средства рассматривается очень тщательно. В случае хронических заболеваний, опасных для жизни, расходы пациентов должны быть полностью компенсированы, однако такие пациенты не получают бесплатно другие лекарственные средства, назначаемые для лечения состояний, не относящихся к данному заболеванию.
В Финляндии, Норвегии и Швеции разработаны сравнительно небольшие списки бесплатных для населения лекарственных средств. Однако затраты на приобретение большинства лекарственных средств лишь частично возмещаются за счет общественных фондов. В Италии лекарственные средства, имеющие статус жизненно важных, предоставляются бесплатно. Выделяют также категорию лекарственных средств, предусматривающую доплату в размере от 30 до 40% стоимости лекарственных средств и группу лекарственных средств, которые полностью оплачиваются пациентом. Бесплатное обеспечение лекарственных средств установлено только для лиц, имеющих низкие доходы, для многодетных семей, пенсионеров старше 65 лет и инвалидов. Прибыль аптек уменьшается с ростом цены реализуемого лекарственного средства. Это создает стимул для отпуска наиболее дешевых лекарственных средств.
В Норвегии право на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение предоставляется при 36 хронических заболеваниях. Назначение особо дорогих лекарственных средств контролируется специальным комитетом. Бесплатно обеспечиваются лица старше 66 лет при этом годовой лимит на пациента ограничен.
В Дании размеры доплаты пациентов за амбулаторно назначенные лекарственные средства зависят от общей суммы расходов пациента на лекарственные средства за определенный период и составляют 50, 25 или 15%. Хронические больные могут быть полностью освобождены от его оплаты, если их затраты на лекарственные средства достигли определенного уровня в год. Малоимущие могут быть также освобождены от доплаты за лекарственные средства.
В Германии, Нидерландах, Бельгии утверждены «ограничительные списки». В эти списки в первую очередь включены дорогостоящие лекарственные средства, имеющие более дешевые аналоги, а также лекарственные средства, используемые для самолечения. Затраты на приобретение лекарственных средств, включенных в эти списки, не возмещаются общественными фондами. В Германии рецептурные лекарственные средства для лечения определенных заболеваний полностью оплачиваются для лиц до 18 лет. Безрецептурные лекарственные средства больничные кассы оплачивают для детей до 12 лет.
В Австралии действует единая система лекарственного обеспечения. Государство субсидирует приобретение 75% рецептурных лекарственных средств. Соплатежи населения при этом составляют в среднем 16%. Перечень лекарственных средств, отпуск которых застрахованному населению компенсируется государством, существует более 30 лет и пересматривается один раз в год.
В Великобритании от сооплаты освобождены 85% выписываемых национальной службой здравоохранения наименований лекарственных средств. Во многих случаях плата не взимается за лекарственные средства для детей в возрасте до 16 лет, пожилых людей, лиц с низким уровнем доходов, лиц с определенными хроническими заболеваниями и за определенные лекарственные средства, например, контрацептивы.
Во Франции льготы предоставляются по 31 группе заболеваний. Лекарственные средства оплачиваются за счет страховых компаний и системы социального обеспечения, а карточка медицинского страхования включает рецептурные лекарственные средства, которые требуют небольшой доплаты. Для снижения расходов на лекарственные средства все чаще наблюдается замена оригинальных лекарственных средств генериками, а регулировать стоимость лекарственных средств призвано «базовое ценообразование», которое введено в действие в 2005 г.
В Канаде предусмотрена частичная оплата лекарственной помощи для нетрудоспособных жителей (6% населения) и для жителей старше 65 лет (12% населения), которые в среднем оплачивают 20% от максимальной стоимости фармацевтических услуг.
Национальный уровень здравоохранения Японии – один из самых высоких в мире. В рейтинге ВОЗ Япония признана лидером в борьбе с болезнями и смертностью. Медицинская помощь в стране в основном платная, но оплачивается она большей частью через систему медицинского страхования. Застрахованные пациенты оплачивают 10% стоимости лечения, но эта сумма не должна превышать установленного максимума сооплаты. Здесь введена система референтных цен для лекарственных средств, включенных в «положительные» списки лекарственных средств, стоимость которых подлежит возмещению. Как правило, это лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача. Кроме того, лицам старше 70 лет лекарственная помощь оказывается бесплатно.
Таким образом, можно выделить три механизма сооплаты:
1) взимание фиксированной суммы, которая составляет лишь часть стоимости лекарственных средств (Германия, Нидерланды, Израиль);
2) оплата определенного процента стоимости лекарственных средств (Франция, Дания, Бельгия, Италия и др.);
3) оплата пациентом фиксированной суммы и (дополнительно) определенного процента от стоимости лекарственных средств (Финляндия). Третий механизм включает в себя два предыдущих.