Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Прокуратура истребовал земельный участок, в границах которого находились водные объекты

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 8 Водного кодекса РФ

– Организация (ИП, должностное лицо, гражданин) обжалует привлечение к ответственности за несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе

1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

3.


Еще римские юристы понимали собственность как наиболее полное господство над вещью, но лишь с течением веков европейская правовая мысль стала понимать право собственности как известную триаду: владение (физическое обладание), пользование (возможность эксплуатировать, извлекать полезный эффект из вещи), распоряжение (возможность определять юридическую судьбу вещи, продать, сдать в аренду). Такой же взгляд на собственность разделяется российской правовой теорией и отражается в российском законодательстве.

Согласно статьям 209 – 211 ГК РФ собственник имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, несет на себе бремя содержания и риск гибели имущества. Но в Гражданском кодексе РФ (ст. ст. 209, 129) устанавливаются своего рода “экологические приоритеты”.

Прокуратура истребовал земельный участок

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

КонсультантПлюс: примечание.

Положения ст. 27 (в ред. ФЗ от 30.12.2020 N 505-ФЗ) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в ЕГРН.

1) государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 505-ФЗ)

(см.

текст в предыдущей редакции)

2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);

(см.

В границах которого находились водные объекты

Кроме того, поскольку в соответствии с частью 5 статьи 10 Закона о недвижимости в реестр границ ЕГРН вносятся сведения о береговых линиях (границах водных объектов) на основании сведений, представленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного водного реестра, при рассмотрении вопроса, изложенного в обращении, полагаем необходимым также обращать внимание на наличие или отсутствие в реестре границ ЕГРН сведений о береговых линиях (границах) указанных водных объектов, отнесение территории между береговыми линями к категории земель водного фонда, одновременно учитывая отсутствие оснований для приостановления государственного кадастрового учета земельных участков при наличии пересечений их границ с береговой линией (линиями).

Изложенное в настоящем письме мнение Росреестра доведено до Управления Росреестра (далее – Управление).

На основе этой формулировки в нескольких субъектах некоторые реки и озера внутреннего стока либо реки, впадающие в море, реально были региональной собственностью. Согласно последующим изменениям в ВК РФ 1995 г. это стало невозможным. В Водном кодексе 2006 г. собственность субъектов Федерации окончательно сведена до собственности лишь на такие искусственные водоемы, как пруды и обводненные карьеры.

Еще одной новеллой Водного кодекса РФ 2006 г.
стал отказ от правовой конструкции обособленных водных объектов (замкнутых водоемов). Согласно Закону о введении в действие Водного кодекса Российской Федерации данная формулировка была изъята из земельного и гражданского законодательства. По ВК РФ 1995 г. обособленными могли быть лишь небольшие по площади непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами (как правило, пруды).

Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

(см.

В сельской местности запасы воды в прудах используются для орошения, обводнения, разведения рыбы и водоплавающей птицы, а также в санитарных и противопожарных целях. В городах и зонах отдыха пруды являются местами рыбной ловли, купания и проведения различных спортивных мероприятий.

Поскольку водоемы (озера и пруды), на первый взгляд, очень похожи друг на друга, то население часто неправильно трактует гидрологический термин «пруд», называя пруды озерами. Тем не менее, отличия у них все же имеются. Первое и основное принципиальное отличие озер от прудов заключено в их происхождении.
Озеро создано природой в результате естественных рельефообразующих процессов, формирующих углубления на земной поверхности, впоследствии заполняющиеся пресной водой. Пруд – искусственно созданный человеком водоем для хранения и использования водных ресурсов в месте нахождения.

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны

Государственной границы Российской Федерации.

5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

КонсультантПлюс: примечание.

Положения ст. 27 (в ред. ФЗ от 30.12.2020 N 505-ФЗ) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в ЕГРН.

1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;

(в ред.

Федерального закона от 30.12.2020 N 505-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) из состава земель лесного фонда;

(пп. 2 в ред.

Термины и определения» раскрывает понятие термина «пруд», но не отражает права собственности на данный водный объект. На территории Республики Татарстан построено 1328 прудов, в том числе 4 крупных водохранилища. Суммарная площадь водного зеркала всех прудов составила 8122 га, что занимает около 0,12 % территории региона.
Большое количество прудов предоставлено в долгосрочную аренду (находится в частной собственности), что вызывает особый интерес с практической точки зрения и часто ведет к возникновению неизбежных споров и конфликтов различного рода. Основой споров являются противоречия, вызванные отсутствием единого подхода в решении вопросов о правовом статусе прудов и свободном доступе граждан к водным объектам. Эти вопросы часто решаются в ходе судебных разбирательств.

В Водном кодексе Российской Федерации № 74-ФЗ от 03.06.2006 (ред.

Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

8. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

9.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *