Инвентаризация, проводимая не по указанным основаниям, является добровольной и назначается по усмотрению руководителя предприятия.
В соответствии с основания проведения инвентаризации подразделяются на плановые и внеплановые.
Так, инвентаризация, проводимая перед годовым отчетом, всегда будет плановой, а инвентаризация, назначенная, к примеру, с целью предоставления полиции данных о похищенном имуществе – всегда внеплановой.
Проведение инвентаризации, в соответствии с Приказом № 49 Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 года – это результат работы специально созданной постоянно действующей инвентаризационной комиссии.
ТК РФ.
А если виновный не обнаружен или все сотрудники виноваты солидарно, тогда недостача — однозначный убыток. УСНщики такой убыток признать в целях уменьшения налогооблагаемой базы не смогут — его нет в списке расходов, приведенных в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Но пусть те, кто применяет общую систему, особо не злорадствуют — им тоже списать недостачу в налоговом учете просто так никто не даст.
Недостачи материальных ценностей в производстве и на складах при отсутствии виновных лиц признаются внереализационными расходами лишь в случае, когда факт отсутствия виновных лиц документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ) (в постановлении о приостановлении уголовного дела в связи с неустановлением виновных лиц (согласно подпункту 1 пункта 1 и пункта 2 статьи 208 УПК РФ)).
Если были выявлены излишки или недостачи при проведении инвентаризации запасов, оформляется ведомость ИНВ-26. На основании этих документов издайте приказ руководителя об утверждении результатов инвентаризации.
Подробнее:
Теперь поговорим о сверке расчетов. Это то, что обязательно нужно сделать во время годовой инвентаризации, — свериться со всеми контрагентами.
Тут все просто: взять да и разослать всем контрагентам по списку письма-сверки. Мол, по нашим данным, вы нам должны 20 000 рублей, просим подтвердить (или опровергнуть) в 10-дневный срок. А если вы на наше письмо не прореагировали, значит, вы согласны с нашей суммой.
И все дела.
Это связано с тем, что все виды проведения инвентаризации предусматривают сверку фактических данных с учетными. За фактическое наличие некоторых ценностей отвечает материально ответственное лицо.
Возникает вопрос, можно ли проводить инвентаризацию без участия материально ответственного лица или его необходимо включить в состав комиссии? Напрямую в указаниях о запрете участия в инвентаризационной комиссии материально ответственных лиц нигде не сказано, но это подразумевается, если ознакомиться с пунктом 2.8 указаний, где указано, что проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. То есть чтобы они присутствовали при проведении проверки и могли объяснить, почему чего-то не хватает или что-то присутствует в избытке.
Общие требования к проведению ревизии определят в стандарте об учетной политике (приложение № 1 к изменениям по Приказу № 144н).
При ознакомлении с документами Минфина бросается в глаза общая идея, которая недвусмысленно в них зафиксирована: любая организация обязана проводить ревизию всех активов и обязательств как минимум один раз в год (перед составлением годового бухгалтерского отчета).
– пломбируют подсобные помещения, подвалы и другие места хранения имущества, имеющие отдельные входы и выходы;
– проверяют исправность весоизмерительных приборов, используемых для работы комиссии в процессе проведения инвентаризации, и соблюдение установленных сроков их клеймения;
– получают последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении имущества, подлежащего инвентаризации.
материально ответственные лица субъекта представляют расписки о том, что к началу инвентаризации все имущество, поступившее на ответственное хранение, оприходовано, а выбывшее списано в расход, и все расходные и приходные документы на имущество, находящееся у них в подотчете, сданы в бухгалтерскую службу;
инвентаризация имущества производится по местонахождению имущества.
Малые предприятия обязаны подчиняться общим правилам.
Однако, если ООО «PPT.ru» игнорирует проведение годовой инвентаризации, то никто его за это не накажет — ни Минфин, ни ФНС, ни Роскомнадзор, ни МВД, так как законодательно ответственность не установлена. Но штрафы все же возможны: если из-за отсутствия ревизии организация допустила грубые ошибки в бухгалтерской отчетности, то велик риск привлечения к ответственности по ст. 120 НК РФ и ст. 15.11 КоАП. В этих статьях речь идет о грубом нарушении правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения и бухгалтерского учета.
Если организация числит себя правильным и добросовестным экономическим субъектом, она должна выполнять требования по контролю за фактическим наличием имущества и обязательств.
После того как комиссию создали, определяемся со сроками проведения инвентаризации, то есть когда она начнется и по состоянию на какую дату закончится. Общий порядок проведения закрепляют либо в учетной политике, либо в отдельном «Положении о порядке проведения инвентаризации». А конкретные сроки следует устанавливать приказом руководителя.
Подробнее: как составить приказ о проведении инвентаризации
Приказ выглядит так:
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
Далее уже идет рутинный процесс.
При этом приказ можно делать рукописным или же печатным, правда, при втором варианте его нужно обязательно распечатать, чтобы все заинтересованные лица могли поставить в нем подписи.
В приказе должны поставить свои подписи несколько человек.
Первый и самый главный автограф, без которого приказ просто не будет действительным – директора организации (все приказы всегда выпускаются от его лица, вне зависимости от того, кем конкретно они сформированы).
Также в начальственном распоряжении должны расписаться сотрудники компании, в отношении которых выпускается документ, и те, кто обязан контролировать его выполнение.
Все распорядительные акты, выпускаемые от имени руководителя должны фиксироваться в специальном учетном бланке – журнале.
Важно! Материально-ответственные лица в состав комиссии не входят, но обязательно присутствуют при проведении инвентаризации.
Приказ подписывается руководителем, а все заинтересованные лица знакомятся с ним под роспись.