Примерами могут быть свободное падение тела под действием гравитации или движение автомобиля, который ускоряется или замедляется равномерно.
Неравномерно ускоренное движение — движение, при котором ускорение объекта не является постоянным и может изменяться во времени. Например, автомобиль может двигаться с постоянным газом, постепенно увеличивая свою скорость.
Неравномерное замедленное движение — объект замедляется, но его ускорение также может меняться.
Каждого новичка в автошколе учат соблюдать безопасную дистанцию – расстояние до ближайшего транспортного средства, которое позволяет в случае резкого торможения или бокового маневра избежать столкновения. Однако если вы спросите об этом термине даже у опытных инструкторов, то услышите «разношерстные» мнения. Причем одни считать будут в метрах, другие – в секундах.
Дело в том, что в ПДД нет конкретных указаний на этот счет, а есть только понятие «эффективное расстояние» между машинами. Поэтому, фактически водителям приходится самостоятельно определять данное значение, и знать, каков этот параметр в зависимости от многих факторов. Ведь в этом деле лучше не рассчитывать на случай…
Статистика. По своей опасности для жизни легковые автомобили занимают вторую позицию после мотоциклов.
Например, можно засечь какой-то объект на обочине в момент, когда его проезжает машина впереди, и досчитать до двух – если вы проехали его быстрее, то дистанцию следует увеличить. Правило основано на том, что для реагирования на экстренное торможение или другое изменение дорожной обстановки водителю в среднем требуется секунда, и для безопасности это время удваивается. Само собой, это тоже справедливо для сухой дороги с хорошим сцеплением – в дождь, туман, а также зимой дистанцию можно увеличить как минимум вдвое.
Еще одна причина того, что водители недостаточно внимательно относятся к выбору безопасной дистанции – это отсутствие наказания за нарушение.
В целом тут все тоже логично: нет конкретных цифр – не за что и штрафовать. Однако опасное вождение, которое включает в себя и несоблюдение дистанции, пока тоже остается безнаказанным.
Эти примеры демонстрируют, что объекты могут иметь различную скорость движения или изменять свою траекторию:
Равномерно ускоренное движение — скорость объекта увеличивается или уменьшается с постоянным ускорением.
Запомните: если нужно найти S (расстояние) — мы умножаем, а во всех остальных случаях — делим.
Для удобства и наглядности используйте таблицу.
СкоростьВремяРасстояние
Впишите то, что известно в задаче, и поставьте знак вопроса в неизвестном. Так вы сразу будете видеть, что нужно найти и какую формулу для этого использовать.
Важный момент
Мы можем работать только с одинаковыми единицами измерения. Если в условии задачи скорость записана в метрах в минуту, а время в часах, то для того, чтобы найти расстояние, нам сначала нужно перевести время в минуты.
Также есть ещё одна категория задач, вызывающих затруднения — задачи на сближение или удаление.
Когда два объекта движутся из разных точек навстречу друг другу, они сближаются.
Например, транспортное средство может начать замедление при приближении к светофору.
Случайное неравномерное движение: в этом случае скорость объекта меняется случайным образом. Примером может быть движение молекул в газе или движение частиц в жидкости.
Сложное неравномерное движение — движение, которое может быть комбинацией разных видов неравномерного движения. Например, объект может сначала двигаться равномерно, затем ускоряться и затем замедляться.
График неравномерного движения
Источник: znzn.ru
При неравномерном круговом движении движение объекта происходит по окружности, но скорость объекта не является постоянной.
Причем в России случаи столкновений из-за неправильно выбранной дистанции не уменьшаются – в зависимости от года этот показатель колеблется в пределах 35-50% от общего количества ДТП.
У автомобилистов принято считать, что безопасная дистанция между автомобилями в метрах равна половине скорости. Например, когда машина едет в транспортном потоке по сухому асфальтовому покрытию со скоростью 60 км/ч, то до впереди идущего автомобиля должно быть примерно 30 м. Однако в городских условиях соблюсти это условие иногда даже наполовину невозможно.
Кстати, неопытные водители стараются делать «просвет» между соседним транспортным средством 10-15 м, и допускают серьезную ошибку. Ведь многие более опытные автовладельцы в такой ситуации «вклиниваются» между машинами, заставляя «чайника» нервничать и совершать ошибки.
К тому же в пункте 9.11 сказано, что «это требование не действует <… при интенсивном движении» и для всех остальных, а интенсивность движения каждый оценивает сам.
Конечно, официально регламентировать дистанцию между машинами было бы затруднительно, ведь она зависит от множества факторов: дорожного покрытия, времени года, видимости, характеристик автомобиля, состояния шин, возраста и стажа водителя, скорости движения и так далее. Именно поэтому в Правилах нет конкретных чисел. Единственный вариант, когда минимальная дистанция регламентируется ПДД, касается применениязнака 3.16 «Ограничение минимальной дистанции». В зоне действия этого знака, согласно ПДД, «запрещается движение транспортных средств с дистанцией между ними меньше указанной на знаке».
Кроме того, данный метраж не позволяет другим водителям легковых автомобилей «влезть» между двумя машинами, а также снижает риск резких маневров.
На парковках нет четкого безопасного расстояния, все зависит от конкретной ситуации. Главное правило – чтобы боковая дистанция позволяла выйти из автомобиля, не задев дверью соседние. Если припарковались сзади другой машины, то нужно «на глаз» высчитать расстояние, которое позволит выехать с парковки в случае, если за вами впритык встанет другая машина.
В отличие от городских условий, где контролировать действия других водителей невозможно, на трассе можно самостоятельно делать все зависящее, чтобы не создавать нештатных ситуаций. Причем нужно помнить, что безопасная дистанция на дорогах с высоким скоростным режимом – это не просто расстояние от бампера до лидирующего автомобиля.
Кроме того, безопасная дистанция зависит и от субъективных факторов:
движение в конце вереницы машин, насчитывающей свыше 5 транспортных средств;
езда по некачественному дорожному полотну;
водитель переднего автомобиля резко увеличил скорость;
ухудшение обзора – на дороге появились неожиданные препятствия, дождь быстро перешел в снегопад и др.;
за рулем впереди идущего автомобиля находится ученик или неопытный водитель.
Как правило, он устанавливается на коротких отрезках трасс с высокой скоростью транспортного потока, перед резкими спусками или крутыми поворотами. Он запрещает уменьшать дистанцию до метров, указанных на табличке – 50 м, 70 м и пр.