Бюджетники используют специальные кодификаторы для ведения бухучета, планирования и подготовки отчетности. Увязки на 2024 год обновили. Нужно учитывать изменения при проведении закупок.
Нововведения касаются порядка применения классификации операций сектора госуправления (Приказ Минфина № 209н от 29.11.2017) и правил работы с кодами видов расходов (Приказы Минфина № 82н от 24.05.2022, № 80н от 01.06.2023). Собрали все изменения КОСГУ на 2024 в одной таблице (с учетом изменений КВР) для бюджетных заказчиков:
КОСГУ и КВРДата вступления в силу измененийНовые правилаКБКС 01.01.2024Применяются новые коды бюджетной классификации на 2024 год и плановый период 2025-2026. Они утверждены Приказом Минфина № 80н от 01.06.2023КВР 524 «Единые субсидии»По этому КВР отражают расходы по федеральным проектам, которые входят в состав национальных проектов или программ и комплексного плана
Изменений по КОСГУ на 2024 год нет. Применяем кодировку сектора госуправления так же, как и в прошлом году. Действующие правила утверждены Приказом Минфина № 209н от 29.11.2017.
По-особому учитывают виды расходов бюджетной классификации на 2024 год по КВР 247. Этот код ввели еще в 2021 году. Его включили в бюджетные статьи расходов с расшифровкой «Закупка энергетических ресурсов». Этот код используют независимо от того, когда заключили договор или приняли кредиторскую задолженность (письмо Минфина № 02-05-10/10752 от 17.02.2021).
По КВР 247 проводят затраты по оплате и транспортировке ресурсов:
Все остальные затраты относят на КВР 244 и другие коды. По 244 расходному коду оплачивают:
Минфин разъяснил порядок учета по смешанным договорам — на поставку тепла и горячей воды. Ранее их учитывали на 244 КВР, а с 01.01.2022 их отражают на КВР 247 (письмо Минфина № 02-05-11/77361 от 22.09.2021).
В Приказе № 209н приведена расшифровка КОСГУ — это классификация операций сектора государственного управления. Минфин представил новую таблицу соответствия КВР и КОСГУ — последние правки по увязкам кодификаторов КОСГУ и КВР совсем незначительны. К примеру, в таблице закрепили соответствие КВР 803 по внутриведомственным передачам бюджетным, автономным учреждениям и кода 226 КОСГУ. Для применения этой увязки подразумевают передачу неисключительных прав со сроком использования менее 12 месяцев.
Каждому государственному и муниципальному заказчику требуется расшифровка КЭК для бюджетных учреждений в 2024 г. — классификация экономических кодов. Все закупки планируются и проводятся в строгом соответствии с предельным объемом финансирования, которое доводят до заказчиков по конкретным кодам. В Приказе Минфина № 209н от 29.11.2017 указано, что такое КОСГУ, — это числовой код, который позволяет безошибочно классифицировать совершенную операцию по ее содержанию.
Представим основные КОСГУ в таблице:
100Доходы110 — налоговые доходы111 — налоги112 — госпошлины130 — доходы от оказания платных услуг180 — прочие200Расходы211 — зарплата213 — начисления на заработную плату221 — услуги связи222 — транспортные услуги223: расшифровка КОСГУ 223 в 2024 году для бюджетных учреждений — коммунальные услуги224 — аренда за использование имущества225 — работы и услуги по содержанию имущества226 — прочие работы и услуги228 — услуги для целей капитальных вложений290 — прочие расходы300Поступление нефинансовых активов (НА)310 — увеличение стоимости основных средств320 — увеличение стоимости нематериальных активов330 — увеличение стоимости непроизведенных активов340: расшифровка КОСГУ 340 в 2024 году для бюджетных учреждений — увеличение стоимости материальных запасов341 — увеличение стоимости лекарственных препаратов343 — увеличение стоимости горюче-смазочных материалов344: расшифровка КОСГУ 344 в 2024 году для бюджетных учреждений — увеличение стоимости строительных материалов400Выбытие НА410 — уменьшение стоимости основных средств411 — амортизация основных средств420 — уменьшение стоимости нематериальных активов430 — уменьшение стоимости непроизведенных активов440 — уменьшение стоимости материальных запасов500Поступление финансовых активов (ФА)510 — поступление денежных средств и их эквивалентов520 — увеличение стоимости ценных бумаг530 — увеличение стоимости акций600Выбытие ФА610 — выбытие денежных средств620 — уменьшение стоимости ценных бумаг630 — уменьшение стоимости акций700Увеличение обязательств710 — увеличение задолженности по внутренним заимствованиям720 — увеличение задолженности по внешним заимствованиям730 — увеличение прочей кредиторской задолженности800Уменьшение обязательств810 — уменьшение задолженности по внутренним заимствованиям820 — уменьшение задолженности по внешним заимствованиям830 — уменьшение прочей кредиторской задолженности
До января 2016 года все операции бюджетных, казенных и автономных учреждений классифицировались по КОСГУ, затем это правило отменили. Теперь в 18-20 разрядах счетов бухгалтерского учета все учреждения бюджетной сферы обязаны применять КВР.
Исключение шифра из структуры КБК не означает, что коды в бюджете стали неактуальными. Кодификаторы все равно необходимо использовать. Например, казенные учреждения обязаны планировать и получать расходы исключительно в разрезе классификаторов сектора госуправления. Бюджетную роспись, смету и обоснование бюджетных ассигнований невозможно подготовить без кодификатора КОСГУ.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как применяется КОСГУ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Для чтения понадобится доступ в КонсультантПлюс Получить бесплатно
Бюджетную отчетность следует формировать в разрезе кодов операций сектора государственного управления. Правило касается таких форм, как отчет о финансовых результатах деятельности: 0503121 — для КУ, 0503721 — для БУ. Отчет о движении денежных средств: 0503123 — для КУ, 0503723 — для БУ.
Планирование расходов организации бюджетной сферы составляется в разрезе КВР и КОСГУ, доходов субсидии на иные цели, поступлений на капитальные вложения и других межбюджетных трансфертов. После составления плана затрат (ПФХД, бюджетной сметы) учреждение готовит план-график закупок на очередной финансовый период (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ). План-график тоже готовится на основании классификаторов кодов ОСГУ.
До 2016 года расшифровка планов-графиков составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — кодом вида расходов по бюджетной классификации. Ошибочно полагать, что статьи КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности. Чтобы спланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.
Для учреждений КВР в бюджете — это код вида расходов. Это специальный числовой код, позволяющий сгруппировать однородные виды расходных операций по их содержанию с целью управления бюджетным процессом в части расходования средств и контроля над его исполнением в соответствии с действующими требованиями бюджетного законодательства.
Специальные кодификаторы следует применять в учете и планировании расходов учреждения бюджетной сферы. Их используют при подготовке бюджета на отчетный период и планировании закупок. Шифр не используется обособленно, так как является структурной частью целого — кода бюджетной классификации.
Коды видов расходов используются при определении структуры КБК расходных операций. Если составляется код для доходного поступления, то используйте АГПД в бюджете — это код аналитической группы подвида доходов. Шифры представляют собой укрупненную группировку кодов ОСГУ.
Например, при отражении субсидии на выполнение муниципального задания АГПД — 130, а КОСГУ — 131.
Детализация каждой расходной операции экономического субъекта бюджетной сферы — основа планирования и исполнения бюджета. От правильности выбранного кода вида расхода и классификации операций сектора госуправления зависит эффективное и прозрачное планирование, обеспечение целевого использования выделенных средств и достоверность бухгалтерской отчетности.
Для безошибочной увязки КВР и КОСГУ Минфин рекомендует использовать таблицу соответствия кодов видов расходов и классификации сектора госуправления.
Пример.
Расходная операция — ремонт автомобиля. КОСГУ — ст. 225 «Работы, услуги по содержанию имущества». А вот КВР зависит от типа ремонта. Для текущего ремонта выбирайте КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». А для капитального ремонта — расшифровка КВР 243 в 2024 году для бюджетных учреждений «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества». Если учреждение расходует средства на услуги или работы для целей по капитальным вложениям, то используйте в учете КОСГУ 228, согласно положениям Приказа № 209н.
Минфином опубликована новая таблица соответствия на 2024 год. Ниже представлена только группа КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Полную версию со всеми кодами приложили в файле.
Вид КВРКОСГУПримечаниеКодНаименованиеКодНаименование210 Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имуществаОтнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере211Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения226Прочие работы, услуги228Услуги, работы для целей капитальных вложений310Увеличение стоимости основных средств340Увеличение стоимости материальных запасов212Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения226Прочие работы, услуги228Услуги, работы для целей капитальных вложений310Увеличение стоимости основных средств340Увеличение стоимости материальных запасов213Поставка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в области геодезии и картографии в рамках государственного оборонного заказа220Оплата работ, услуг310Увеличение стоимости основных средств320Увеличение стоимости нематериальных активов346Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)214Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения225Работы, услуги по содержанию имущества226Прочие работы, услуги310Увеличение стоимости основных средств340Увеличение стоимости материальных запасов215Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения225Работы, услуги по содержанию имущества226Прочие работы, услуги310Увеличение стоимости основных средств340Увеличение стоимости материальных запасов216Фундаментальные исследования в интересах обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения226Прочие работы, услуги320Увеличение стоимости нематериальных активов217Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения226Прочие работы, услуги320Увеличение стоимости нематериальных активов218Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения226Прочие работы, услуги320Увеличение стоимости нематериальных активов219Поставка продукции (работ, услуг) в целях обеспечения заданий государственного оборонного заказа220Оплата работ, услуг310Увеличение стоимости основных средств340Увеличение стоимости материальных запасов220 Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны221Обеспечение топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа222Транспортные услугиОтнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере224Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)226Прочие работы, услуги229Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами310Увеличение стоимости основных средств343Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов223Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа214Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме226Прочие работы, услугиОтнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере342Увеличение стоимости продуктов питания346Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)В части расходов по оплате кормов для животных224Продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа226Прочие работы, услуги225Вещевое обеспечение в рамках государственного оборонного заказа226Прочие работы, услугиОтнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере310Увеличение стоимости основных средств345Увеличение стоимости мягкого инвентаря346Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)230 Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва231Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва в рамках государственного оборонного заказа220Оплата работ, услуг300Поступление нефинансовых активов232Закупка товаров, работ, услуг в целях обеспечения формирования государственного материального резерва, резервов материальных ресурсов220Оплата работ, услуг300Поступление нефинансовых активов240 Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд241Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы226Прочие работы, услуги320Увеличение стоимости нематериальных активов
242
Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий
221Услуги связи224Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)225Работы, услуги по содержанию имущества226Прочие работы, услуги228Услуги, работы для целей капитальных вложений310Увеличение стоимости основных средств320Увеличение стоимости нематериальных активов346Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)347Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений349Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного примененияВ части бланков строгой отчетности243Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества222Транспортные услуги224Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)225Работы, услуги по содержанию имущества226Прочие работы, услуги228Услуги, работы для целей капитальных вложений229Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами296Иные выплаты текущего характера физическим лицамВозмещение (компенсации), предусмотренное сводным сметным расчетом стоимости капитального ремонта297Иные выплаты текущего характера организациямВ части платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений299Иные выплаты капитального характера организациям310Увеличение стоимости основных средств344Увеличение стоимости строительных материалов346Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)347Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений244Прочая закупка товаров, работ и услуг214Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной формеВ части отражения операций по приобретению молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда220Оплата работ, услугВ том числе в части расходов по доставке (пересылке) пенсий, пособий и иных социальных выплат населению267Социальные компенсации персоналу в натуральной форме310Увеличение стоимости основных средств320Увеличение стоимости нематериальных активов340Увеличение стоимости материальных запасов530Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов245Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в области геодезии и картографии вне рамок государственного оборонного заказа220Оплата работ, услуг310Увеличение стоимости основных средств320Увеличение стоимости нематериальных активов346Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)246Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем221Услуги связи224Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)225Работы, услуги по содержанию имущества226Прочие работы, услуги228Услуги, работы для целей капитальных вложений310Увеличение стоимости основных средств320Увеличение стоимости нематериальных активов340Увеличение стоимости материальных запасов247Закупка энергетических ресурсов223Коммунальные услугиВ части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, теплоснабжение, оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется)Скачать таблицу соответствия КВР и КОСГУ на 2024 год
Неверно определенный вид расходов для операций учреждений бюджетной сферы признается как нецелевое использование бюджетных средств. За это нарушение предусмотрены значительные штрафы и административные взыскания.
Какие нарушения встречаются чаще всего, как их избежать:
ОшибкаШтраф, наказаниеКак избежатьПримененная увязка КВР-КОСГУ не предусмотрена действующим законодательствомСт. 15.14 КоАП РФ:
Если в учреждении планируется операция, которой нет в Приказе № 82н, напишите письмо в Министерство финансов с требованием дать пояснения.
Применять «несуществующую» увязку до получения официального ответа не рекомендуется
Код ВР определен по предполагаемому описанию (предназначению) товараНедопустимо планирование и осуществление расходов по кодам, которые не соответствуют документальному описанию (предназначению) товаров, работ или услуг. Прежде чем совершить операцию, ознакомьтесь с технической или иной документацией к закупаемому товару (либо техническими характеристиками аналогичных товаров)На КВР 200 отнесены затраты, не связанные с осуществлением закупокТакие нарушения часто связаны с подотчетными расходами. Чтобы не допустить ошибок, необходимо строго разграничить цель расходов: закупки на нужды организации или иные видыПрименен КВР, который не соответствует типу учрежденияПеред проведением спорной операции перепроверьте себя. Сравните выбранный КВР с утвержденными кодами из Приказа № 82н
Приказ Минфина № 209н от 29.11.2017
Приказ Минфина № 82н от 24.05.2022
Приказ Минфина № 80н от 01.06.2023
Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013
Письмо Минфина № 02-05-10/10752 от 17.02.2021
Письмо Минфина № 02-05-11/77361 от 22.09.2021
Приказ Минфина № 82н от 24.05.2022
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001