Основания для отказа в страховом возмещении
Если по результату наступления страхового случая и обращения к страхователю страховая компания отказала в выплате, она обязана уведомить страхователя о причинах такого отказа в письменном виде. В уведомлении также должно быть указано основание для отказа в страховой выплате. Что может послужить причиной для невыплаты страхового возмещения и что делать, если страховая отказала в выплате?
По договору страхования право на выплату страховой компенсации страхователю или выгодоприобретателю возникает при наступлении страхового случая, оговоренного в договоре – ст. 929, ст. 934 ГК. При этом на страхователя/выгодоприобретателя ст. 961 ГК возлагает обязанность по незамедлительному и обязательному уведомлению СК о наступлении такого случая. Законом или договором может быть установлен срок и способ такого уведомления, и тогда они будут обязательными для страхователя.
На основании полученного уведомления, СК или ее представитель, в оговоренные договором правилами страхования или сроки, принимает решение о страховом возмещении понесенного ущерба: выплате компенсации или ремонте имущества, а также об отказе в таком возмещении.
В случае отказа, в срок, указанный договором/законом/правилами страхования, СК должна уведомить страхователя в письменном виде с указанием основания для такого решения. В зависимости от вида и условий страхования, нарушение данного правила может стать причиной наложения на страхователя штрафа, пени или неустойки.
Анализ Главы 48 ГК позволяет выделить 4 категории случаев, когда СК может отказаться в страховом возмещении вреда жизни, здоровью или имуществу, в частности:
Обратите внимание! Любая причина, которая сообщается страхователю/выгодоприобретателю в уведомлении об отказе, должна соответствовать одной из вышеуказанных правовых конструкций.
Одной из главных причин, по которой СК отказывают страхователям, является нарушение обязанности страхователя по уведомлению страховой компании о наступлении страхового случая в оговоренные сроки и оговоренным способом по п. 2 ст. 961 ГК. При этом закон запрещает страховщику отказывать в выплатах, если несмотря на несоблюдение обязанности страхователя, он своевременно узнал о ситуации или получение такой информации не сказывается на его обязанности по договору страхования.
Кроме указанного случая, страховщик освобождается от обязанности платить компенсацию, если:
Если это не противоречит закону, стороны договора страхования вправе определить и иные условия для отказа в выплате компенсации, например:
Если страхователь считает причину невыплаты возмещения необоснованной, он вправе обжаловать ее, в том числе в судебном порядке. Однако в отдельных видах страхования, например, в ОСАГО, может быть предусмотрен обязательный претензионный порядок урегулирования спора. Кроме того, такой порядок может быть предусмотрен и договором, независимо от вида страхования.
Если такой порядок установлен, перед подачей иска в суд, страхователю необходимо составить в свободной форме имя руководителя СК претензию с:
Если в разумный или оговоренный законом/договором/правилами страхования срок ответа не последует или он окажется неудовлетворителен, страхователь вправе обратиться в суд.
Обратите внимание! В судебном порядке гражданин вправе взыскать полную сумму компенсации и моральный вред по ст. 15 ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей». Если это установлено законом или договором, также можно потребовать взыскания штрафа или неустойки.
Так как в рамках указанных отношений страхователь признается потребителем, он вправе по ст. 17 ФЗ № 2300-1 о ЗПП:
В целях снижения риска отказа в выплате компенсации страхователю рекомендуется: