Пресс-релиз — один из главных инструментов пиарщика. Грамотно написанный пресс-релиз — ещё и эффективный инструмент. В статье рассказываем, как получить от него максмум.
По данным исследования CISION, 35% журналистов называют пресс-релизы самым полезным источником информации и 20% журналистов утверждают, что они доверяют пресс-релизам.
Пресс-релизы остаются главным способом донесения информации брендов до журналистов. В статье рассказываем о правилах написания и отправки пресс-релизов в СМИ, которые увеличат шансы на публикацию.
Пресс-релиз — это рассказ о событиях компании:
Главное в пресс-релизе — инфоповод — о чём вы хотите рассказать журналисту и его читателям. На этот базис, как на фундамент, укладываются остальные «кирпичи» структуры, о которых мы расскажем ниже.
В зависимости от цели публикации пресс-релиз может быть:
Мы уже сказали, что самое главное в пресс-релизе — это инфоповод. Инфоповод близок по своей сути к новости, только под новостью обычно понимается уже опубликованная информация. Инфоповод же — это сам сюжет истории, про которую можно написать короткую заметку, анализ с участием экспертов, или обзор.
Пример
Инфоповод: завершился ПМЭФ 2023
Новость на его основе: ПМЭФ завершил работу, за прошедшие дни подписали более 900 соглашений на общую сумму почти 4 трлн рублей.
В контексте пресс-релиза для описания инфоповода можно использовать методику 5W+H, которую разработал Марк Шеррингтон для новостей. Буквы W и H обозначают начало вопросов на английском языке, которые стоит задать при подготовке новости:
What? — Что является новостью? Что случилось?
Why? — Почему это произошло?
Who? — Кто стал участником новости? Кто принял участие в событии?
Where? — Где происходит событие или новость?
When? — Когда?
How? — Как развивалось событие? Подробности с указанием фактов и цифр.
В прошлой статье мы также рассказали о нашем опросе среди журналистов Интерфакса. От PR-служб журналистам хотелось бы узнавать больше о планах развития, финансах, корпоративных действиях, производстве и не только:
Не всякий инфоповод можно проиллюстрировать, но, если есть такая возможность, её надо использовать: картинки привлекают внимание, помогают наглядно объяснить тему и делают любой материал интереснее.
Будущее мероприятие можно проиллюстрировать фотографиями выступающих или афишей, прошедшее — фотографиями события, финансовые показатели — графикой, запуск линейки продуктов — их фотографиями или рендерами.
Кстати, если вы запускаете новую линейку продуктов, фирменную брендированную одежду, какие-либо косметические средства или FMCG-продукты, визуальная составляющая играет в подобных инфоповодах первостепенную роль. Стоит продумать не только стандартную фотосессию, но и презентацию, а иногда и видео-ролик, поддерживающий запуск новости.
Существуют также новости, которые сложнее проиллюстрировать реальными фотографиями или видео. Так, в пресс-релиз про запуск нового IT-продукта можно добавить скриншоты с сайта или мобильного приложения. А для новости про новый раунд инвестиций подойдут скриншоты из презентации с графиком роста аудитории стартапа или с таблицей с ключевыми финансовыми показателями.
Важно отметить, что журналисты не любят тяжелые файлы, которые забивают почту. Поэтому рекомендуем присылать все визуальные материалы ссылкой на папку в облаке.
В пресс-релизах нет единого правила описания произошедшего. Главное — менять описание в зависимости от события. Разберем на примере.
Представим, что произошло ЧП. Тогда наше описание должно строиться следующим образом: пострадали ли люди? (в первую очередь) → как это повлияет на жизнь людей и производство? → каковы причины? → какие сроки ликвидации последствий? → что компания предпримет, чтобы ликвидировать последствия и избежать такого в будущем?
А, если, например, пресс-релиз посвящён собранию акционеров, важно подсветить следующие аспекты: кто принимал участие в собрании? → какая у него цель? → какие решения были приняты? → как они могут повлиять на будущее?
Структура пресс-релиза должна быть близка к структуре новости — от самого важного в вашем информационном сообщении к частностям. Ниже мы приводим универсальный шаблон пресс-релиза, который можно применять под любое сообщение:
Даже самый идеальный релиз с самым интересным инфоповодом может быть проигнорирован журналистом, если в вашем тексте есть ошибки, если он попал не в те руки или просто написан не под формат СМИ. Ниже мы приводим советы по тому, как завершить «путь» вашего пресс-релиза и максимально увеличивать его шансы на публикацию.
Здесь важно не ошибиться, иначе через пару минут после публикации ваши цитаты будут красоваться в СКАН.