Максим ИвановАвтор статьи Практикующий юрист с 1990 года
Когда подрядчик выполняет какие-либо работы по договору, то прежде чем получить оплату, он обязан показать результат заказчику.
Если последнего все устроит, вместе с остальными необходимыми бумагами оформляется акт выполненных работ.
Он представляет собой один из видов первичной документации. Эта бумага подтверждает, что обязательства, которые были предусмотрены условиями соглашения, полностью исполнены.
Акт является двусторонним документом и подписывается обеими сторонами оформленного ранее договора — исполнителем и заказчиком. Документ будет иметь юридическую силу и в том случае, если он подписан только одной стороной (имеется в виду подрядчик), но с обязательным отображением в нем факта отказа от подписания противоположной стороной.
В российском законодательстве нет унифицированной формы этого документа. Основные требования и критерии регулируются нормами Федерального закона № 402.
Вне зависимости от выбранного образца, в обобщенном виде документ должен включать в себя следующие сведения:
Если контрагенты используют печати (с 2015 г.
Нельзя от него отказаться из-за того, что об акте ничего нет в договоре управления или в доме нет председателя», – отметила Ирэн Парсамян и разобрала несколько ситуаций.
В таком случае эксперты рекомендуют УО пропустить поле с подписью такого собственника и сделать в акте отметку, что на дату составления документа председатель и, или Совет МКД не выбраны. Второй совет – собрать подписи двух-трёх владельцев помещений, но не в поле для председателя, а ниже.
Ирэн Парсамян советует всё равно подписывать акты у председателя, но с отметкой, что у него нет полномочий.
По договору подряда
Форма акта может утверждаться предварительным соглашением между сторонами (так делается при контрактах на большие суммы) либо же создаваться непосредственно перед составлением документа.
В любом случае, качественный акт выполненных работ обязан отвечать как минимум двум ключевым требованиям:
В акте необходимо также отобразить способ проверки заказчиком количества и качества выполненных подрядчиком действий.
Сюда входят визуальный осмотр, проверка функционала и др.
Не стоит забывать об указании места и дате приемки выполненной работы.
Исполнительный директор Ассоциации «Р1» Ирэн Парсамян и глава Экспертного совета Елена Шерешовец в Телеграм-канале обсудили нюансы составления и подписания актов приёмки выполненных работ и оказанных услуг:
Смотрите видеозапись на YouTube-канале Ассоциации «Р1» ➡
Согласно ч.
2 ст.
Делать это нужно для случаев, если надзорный орган не вникает в нюансы и требует брать подпись у руководителя Совета МКД в любом случае. Отметка об отсутствии у него прав подписывать эти документы поможет УО в суде, если по данному вопросу возникнут споры.
Собственник, возглавляющий Совет дома, может проживать в другом МКД, даже в другом городе или стране, и тогда УО не получит у него подпись на актах. В таком случае компании следует вместе с соседями председателя в свободной форме составить акт об его отсутствии.
Также можно направить акты почтой с уведомлением, чтобы в суде можно было доказать, что председатель документы не получил.
В акте приёмки в таком случае нужно поставить отметки об этом и о том, что в адрес УО не поступали претензии к качеству работ и услуг.
Эксперты также обсудили вариант, чтобы председатель подписал акты удалённо: направить почтой или, если есть возможность и соответствующее программное обеспечение, по электронному документообороту. Если же уполномоченный собственник отсутствует временно, то он может подписать акты задним числом, сразу за несколько периодов, после возвращения.
Акты выполненных работ: как составить, подписать и внести в ГИС ЖКХ
Ирэн Парсамян отметила, что в такой ситуации собственник должен написать в акте об отказе, составить мотивированное письмо и прописать в нём, к каким именно услугам он имеет претензии.
Факт выполнения таких работ оформляется актом приёмки.
Форма акта выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлена приказом Минстроя РФ от 26.10.2015 № 761/пр. Как в эфире подчеркнула Ирэн Парсамян, нельзя сокращать количество полей и сведений, которые внесены в шаблон акта, а вот дополнить эту информацию, расширить – можно.
Акт приёмки работ и услуг подписывают:
Со стороны УО акты подписывает руководитель с правом единоличной подписи или иное лицо по доверенности.
Но после вступления в силу № 277-ФЗ он должен быть наделён решением ОСС или доверенностями», – отметила Ирэн Парсамян.
То есть в идеале в доме выбран Совет МКД, у него есть председатель, и собственники на общем собрании наделили его полномочиями подписывать акты приёмки работ и услуг или выдали ему соответствующую доверенность. Такой собственник в установленном договором управления порядке подписывает акты от управляющей организации, а та вносит их в ГИС ЖКХ.
Как № 277-ФЗ о полномочиях председателя Совета МКД отразится на УО
Но не всегда получается идеальная ситуация.
«При этом нужно учитывать, что акт – обязательный документ.
Далее остановимся подробнее на функциях акта выполненных самозанятым работ и его составе, а также вы сможете скачать образец акта выполненных работ самозанятым.
Основное назначение акта выполненных работ в ситуации, когда подрядчиком является самозанятый, не отличается от общепринятого – с его помощью письменно фиксируется результат выполненных работ (оказанных услуг) по количеству и стоимости.
Чтобы акт имел статус полноценного документа, в него должны включаться, как минимум, следующие данные:
Стороны договора могут включать в его текст иные необходимые сведения.
Если обязанность по оформлению акта выполненных работ договором закреплена за самозанятым (подрядчиком), состав реквизитов ему следует согласовать с заказчиком.
Это позволит сформировать полноценный первичный учетный документ, на основании которого заказчик сможет без проблем признать расходы в учете.
Как организации документально оформить расчеты с самозанятым гражданином для целей подтверждения расходов по налогу на прибыль? Ответ на этот вопрос есть в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ бесплатно.
О значении для самозанятого и заказчика акта выполненных работ в качестве первичного учетного документа, расскажем в одном из следующих разделов.
Другая, не менее важная, функция акта – фиксация выявленных при приемке работ недостатков.