Именно о предоставлении последнего и просили работодатели, поскольку при более раннем вступлении закона в силу, они могли просто остаться без сотрудников; в итоге данная ситуация могла привести к транспортному коллапсу в мегаполисах.
Кроме того, необходимость в отсрочке возникла после воссоединения России и Крымского полуострова. Водителям этого региона так же требовалась отсрочка для переоформления всех необходимых документов, чтобы иметь возможность на законных основаниях работать как в Крыму, так и в других регионах нашей страны.
В связи с этим, вступление в силу поправок в указанные выше законы, было отложено на несколько лет. Предполагалось, что за это время переоформить водительские права успеют все желающие, а работодатели – представители компаний перевозчиков, успеют укомплектовать штат сотрудников из тех лиц, которые имеют национальные российские водительские права.
Соответствие утверждённым правилам международного договора с РФ, коим является Венская конвенция о дорожном движении,
Выполнение любого из вышеперечисленных требований даёт возможность садиться за руль автомобиля на территории РФ при наличии иностранных прав. В противном случае управлять транспортным средством вам нельзя, и за это может последовать штраф по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.
Также для вождения авто с иностранными правами придётся оформить ОСАГО. Страховые не вправе отказать в продаже полиса на том основании, что у заявителя иностранное, а не российское в/у.
Соответствующие уточнения были даны компаниям в Письме Банка России № ИН-06-59/168 от 08.12.2020 года.
КоАП – штраф составляет от 5 000 до 15 000 рублей, к тому же грозит эвакуация автомобиля.
ВУ лишь в течении 1 года со дня получения РВП или гражданства РФ. После этого придётся произвести замену на права российского образца. А весь этот год ИДПС нельзя будет штрафовать таких водителей по статье 12.7 КоАП.
Таким образом, в скором времени этот вопрос должен быть решён.
Положения ФЗ О БДД дополнятся уточнением по срокам, а российские водители с иностранными ВУ получат отсрочку на замену прав.
А вот тут можно ездить с иностранным в/у.
Пункт 12 ст. 25 ФЗ О БДД прямо указывает, что проживающие или пребывающие на территории РФ лица могут участвовать в дорожном движении на основании российских или иностранных прав.
Единственное требование, помимо возраста от 18 лет – соответствие зарубежных прав требованиям российского законодательства.
Таких требований всего 3 – их можно найти в пункте 15 той же ст.
ИП запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий».
Необходимо заметить, что указанные поправки распространяют свое действие исключительно на водителей, работающих в соответствующих фирмах-перевозчиках. На лиц с иностранными водительскими правами, передвигающихся на личном транспорте по территории РФ в частных целях, данные правила не распространяются.
Предполагалось, что подобные нововведения в закон позволят сократить количество работающих водителей-нелегалов.
Сначала, дать отсрочку просили работодатели – представители транспортных компаний.
По статистике, в сфере транспортных услуг, особенно в области перевозок с использованием такси, в крупных городах в основном работают иностранные водители. Для переоформления им водительских удостоверений в соответствии с национальным законодательством России, требовались и определенные затраты, и время.
ФЗ О БДД не говорится о гражданстве – ведь упоминается о постоянном или временном проживании на территории РФ, что фактически идентично.
Однако трактовка закона судами прямо противоположная… Они считают, что текст данного пункта распространяется только на иностранцев, тогда как о гражданах РФ ничего не сказано – отсюда следует, что наши водители обязаны иметь при себе в/у именно российского образца.
Такое положение вещей обусловлено Венской конвенцией о дорожном движении от 29 апреля 1974 года – международный договор, заключённый между несколькими странами с целью повышения безопасности дорожного движения и упорядочивания правил. Подписав такое соглашение, государства договорились, в частности, признавать национальные водительские удостоверения друг друга.
Здесь нас интересует п. 7 статьи 41 Венской конвенции.
Если их вдруг найдут, то переоформить ВУ вы не сможете – в ГИБДД вам попросту не выдадут российский документ.
Для прохождения медицинской водительской комиссии нужно посетить любое медицинское учреждение, где оказывают подобную услугу (хоть бюджетное, хоть коммерческое). Вначале придётся получить справки от двух врачей – психиатра и нарколога. Делается это по месту жительства. Затем кандидату на получение российского ВУ придётся посетить кабинеты офтальмолога, невролога, ЛОРа, а затем подойти к своему терапевту для подписи и печати на медсправке 003-ВУ.
Следующим этапом станет запись на сдачу теоретического и практического экзамена в МРЭО ГИБДД.
Сделать это можно через Госуслуги.
Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых – на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи.
По факту это универсальный пункт закона, дающий возможность ездить за рулём авто либо с российскими, либо с иностранными правами. И многие водители трактуют его именно в таком понимании. Их не смущает, что в пункте 12 ст.
Нижестоящие суды по сложившейся практике синхронно признали правоту сотрудника ГИБДД, указав, что после смены гражданства Брашкин должен был заменить и в/у.
В итоге дело дошло до Конституционного Суда, который на основе апелляции истца рассматривал легитимность положения пункта 12 ст. 25 Закона О БДД. И, к удивлению многих, «неопределённость» таки была найдена.
По мнению КС РФ, в законодательстве отсутствует прямо прописанная обязанность менять иностранные права на российские, а также отсутствуют сроки этой процедуры. Поэтому наказания водителей за неисполнение – противоречат принципам Конституции РФ.
(Постановление Конституционного Суда от 27.10.2022 N 46-П).
К слову о сроках.
9 июня 2022 года на рассмотрение Госдумы был внесён соответствующий законопроект.